Если вы не являетесь заядлым дачником или отцом многодетного семейства и вам никогда не приходилось брать на себя роль трезвого «дежурного водителя» на вечеринке, тогда вы вряд ли задумывались над приобретением компактного, но вместительного автомобиля.

С недавних пор у многих появилась возможность приобрести, так называемые, компактвэны — автомобили, которые сочетают в себе компактность обычного седана с вместительностью среднеразмерного универсала. Такие автомобили, несмотря на свои достаточно скромные размеры, позволяют разместить в салоне до семи человек. Причем, о существовании дополнительных сидений можно узнать лишь при крайней необходимости, поскольку они зачастую хитроумно упрятаны в пол багажного отделения.

Так называемая формула «пять с плюсом», разумеется, не отражающая оценку дизайна или динамических качеств самого автомобиля, а лишь говорящая о количестве пассажирских мест, так или иначе касается многих популярных моделей компактвэнов, получивших наибольшую популярность у покупателей в последние несколько лет. Наиболее яркие на наш взгляд компактвэны, располагающиеся приблизительно в одном ценовом сегменте — это Opel Zafira, Renault Grand Scenic, Honda FR-V и Toyota Corolla Verso. О них и пойдет речь в дальнейшем.

Opel Zafira.

Хороши как Family, так и более свежая модель Tourer, особенно если она комплектуется дизелем — машина удивляет своей неожиданной спортивной динамикой. Этот компактный «вагончик» очень резво стартует с места, набирая довольно приличную скорость. Сказывается наличие двухлитрового турбированного двигателя. Адаптивная система подвески DSА мгновенно реагирует на качество дорожного покрытия, придавая амортизаторам оптимальную жесткость.

Что одновременно порадовало и огорчило, так это чрезмерно острое рулевое управление. Разумеется, под стать мощному двигателю должны быть и настройки рулевого управления, способного чутко реагировать на все пассы водителя. Но, в данном случае мы имеем дело с автомобилем, призванным в первую очередь быть семейным, а не спортивно-молодежным. Хотя… Работа системы стабилизации курсовой устойчивости на асфальтовом покрытии практически не ощущается. Изредка она деликатно проявляет себя при движении на укатанном снегу, эффективно блокируя боковой занос.

Кроме спортивной динамики и богатой электронной начинке, «Зафира» также обладает и достаточно высоким дорожным просветом и удобной посадкой. Что касается размещения пассажиров, то здесь также все отлично. Пространства салона хватает для удобного размещения семи пассажиров. Единственный недостаток — это неразборная подушка второго ряда сидений. Это делает затруднительной посадку пассажиров на задний ряд сидений. Впрочем, это неудобство компенсируется вместительностью, простором для ног пассажиров и расширенными регулировками всех сидений с помощью весьма продуманной системы электропривода Flex Space 7.

Honda FR-V.

Первое, что сразу бросается в глаза — это необычная, почти «самолетная» компоновка сидений — по три в ряд, включая водительское и два передних пассажирских. Такая компоновка делает водителя несколько зажатым и оттесненным к боковой панели двери.

Для того, чтобы обеспечить посадку на среднее сидение, размещенное рядом с водительским, все органы управления, включая селектор коробки передач и рычаг управления стояночным тормозом подняты вверх ближе к приборной панели. Зато благодаря достаточно широкому кузову, собранному на базе небезызвестной CR-V, задние пассажиры чувствуют себя гораздо более комфортно.

Что касается динамических характеристик, то они вполне приемлемы для компактвэна. Со 150-сильным силовым агрегатом FR-V вполне резво ведет себя как на загородной трассе, так и в городском потоке. Такая резвость в сочетании с хорошей тяговитостью достигается за счет модернизированного двигателя с изменяемыми фазами газораспределения. Рулевое управление и подвеска также хорошо сбалансированы и позволяют даже новичку чувствовать себя за рулем достаточно уверенно. Интересно, что разработчики изначально позиционировали FR-V как спортивный автомобиль. Однако, этот компакт-вэн способен проявить свой спортивный характер только при движении без загрузки. В целом, автомобиль получился вполне удачным, если не считать некоторую стесненность водителя и пассажиров на переднем ряду сидений.

Toyota Corolla Verso.

Еще один представитель семейства автомобилей из страны восходящего солнца удивил наличием полноценных полноразмерных сидений, находящихся в багажном отделении. Если на некоторых моделях компактвэнов на крайних сидениях могут разместиться разве что дети не старше 14 лет, то здесь на этих сидениях легко могут разместиться пассажиры достаточно крупной комплекции. Также вполне удачно реализовано соотношение размера кузова и салона, позволяющего всем семи пассажирам разместится с максимальным комфортом. Низкое расположение пола в сочетании с большими дверными проемами позволяют сделать посадку максимально комфортной для всех, включая детей и пожилых пассажиров.

Традиционная «королловская» оптика очень эффективно освещает дорогу в условиях недостаточной видимости, а вот хваленая подсветка приборов утомляет зрение своим слишком ярким свечением.

Среди не так бросающихся в глаза недостатков — отсутствие режима «паркинга» в управлении коробки передач, а также слабая для российских климатических условий система отопления.

При движении автомобиль радует хорошей приемистостью, экономично расходует бензин, — всего 9 л на 100 км пути, но при этом остро реагирует на все дорожные неровности. Также отмечается недостаточно эффективная шумоизоляция моторного отсека, благодаря чему явственно прослушивается рев двигателя уже на средних оборотах.

Роботизированная коробка передач также не способствует комфортной езде. Периодически с ее стороны ощущаются рывки и толчки, особенно при трогании на подъем, словно ей управляет неопытный стажер. Однако, при включении спортивного режима переключение передач становится более энергичным и комфортным.

Rеnault Grаnd Sсеnic.

По сути, это все тот же «Сценик», только несколько расширенный до семи мест. Впервые французские разработчики принесли в жертву вместимости дизайн автомобиля. Тем не менее, заниженная крыша делает невозможным комфортабельное размещение на задних сидениях рослых пассажиров. Вдобавок, небольшой дверной проем делает посадку не слишком комфортабельной.

Впрочем, это семейный автомобиль, поэтому задние места уготованы как раз для детей. Одна из приятных неожиданностей — это обилие различных контейнеров для мелочей. В «Гранд Сценике» их более двадцати! Но, более высокая посадка и высоко расположенные сидения существенно ограничивают обзорность. Вместе с тем, салон достаточно просторный в ширину, благодаря чему здесь могут комфортно разместиться взрослые пассажиры среднего роста.

Чтобы считывать показания с приборной панели, расположенной по центру торпедо, необходимо привыкнуть. Обилие замысловатых символов и фигурных шкал также поначалу не будут способствовать скорому считыванию всех показаний.

В движении Rеnault Grаnd Sсеnic менее резвый по сравнению с другими моделями данного класса, зато его подвеска отлично справляется со всеми неровностями, не подвергая ударным нагрузкам позвоночник водителя и пассажиров. 135-сильный двигатель вполне справляется со своими обязанностями, легко разгоняя автомобиль до «сотни» за 11,5 секунд.

Управляемость популярным французским компактвэном также не представляет особых трудностей. Электроусилитель делает рулевое управление легким и чутким. Но на поворотах не стоит забывать о том, что этот автомобиль создан для получения удовольствия не от скорости, а от неспешных и размеренных семейных поездок.