В истории российского автомобилестроения, несомненно, бывали и славные времена. Не всегда были правы приверженцы зарубежных автомобилей, с изрядной долей скепсиса утверждая, что российский автопром всегда базировался на изготовлении лицензионных копий моделей западных бюджетных автомобилей. Иногда все происходит с точностью до наоборот. Так произошло и с автомобилем ВАЗ 2123 «Нива», очередным проектом АвтоВАЗа, которому было уготовано второе рождение под маркой Chevrolet.

Появившись еще в 1993 году в качестве концепта, ВАЗ 2123 был поистине революционным по своему дизайну. До сих пор многие безошибочно угадывают в нем черты популярного кроссовера 90-х Toyota RAV-4. Однако, легендарный «японец» появился в широкой продаже на год позднее, в 1994 г, а значит вопрос, кто на кого похож, остается открытым. В отличие от успешного «японца», «роды» принципиально нового ВАЗ 2123 были тяжелыми и мучительными. Предприятие находилось на грани выживания и не могло самостоятельно наладить крупномасштабное серийное производство.

В 1998 году на нем был налажен экспериментальный мелкосерийный выпуск обновленного внедорожника. А с 2002 года серийный выпуск ВАЗ 2123 все же был налажен при участии концерна General Motors, но уже под маркой Chevrolet. Причем, участие американской автомобильной корпорации сказалось лишь на форме радиаторной решетки, по своему дизайну напоминающую аналогичную на Grand Cherokee. Но все остальное в автомобиле было отечественной разработки, включая двигатель и трансмиссию, знакомые многим по старой модели «Нивы». Именно, под маркой «Chevrolet Niva» автомобиль обрел свою нынешнюю популярность на российском автомобильном рынке.

Внешний вид.

Принадлежность к американской автомобильной марке выдает лишь наличие логотипов на радиаторной решетке, кузове и рулевом колесе. В целом, в форме кузова легко угадывается классический дизайн SUV. И только балка заднего моста напониминает нам о принадлежности к классу внедорожников.

Внешний вид автомобиля не вызывает никакого отторжения и смотрится вполне современно, несмотря на то, что был разработан еще в середине 90-х. Хотя, вряд ли кому-то придет в голову обвинять в «немодности» внешний дизайн бюджетного внедорожника, предназначенного не только для комфортабельного передвижения по загородным дорогам, но также для штурма бездорожья.

А к встрече с ним автомобиль подготовлен по максимуму. Довольно мощная защита двигателя, удачная развесовка по осям, минимальные боковые свесы, — все это в сочетании с пластиковой защитой кузова и внушительным дорожным просветом внушают уважение. Даже короткие пластиковые бамперы и плоские, словно прищуренные фары говорят не о спортивной динамике автомобиля, а о его готовности к нелегкому марш-броску по бездорожью.

С точки зрения эргономики автомобиль также заслуживает хороших оценок. Несмотря на компактный внешний вид, все дверные проемы достаточно просторны. Запасное колесо переместилось из подкапотного пространства на заднюю дверь. Наличие «запаски» на задней двери в сочетании в неразрезной балкой заднего моста более чем красноречиво говорит о том, что перед вами не компактный паркетник, а настоящий «боевой» внедорожник. Скошенные передние стойки и удачно выполненное боковое остекление значительно улучшают аэродинамику кузова и обзорность. Задняя оптика выглядит совсем не вычурно, а смотрится как дополнение всей задней части автомобиля. Пластиковая подложка заднего бампера также выполнена вполне удачно как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения эргономики. Теперь можно не бояться испортить лакокрасочное покрытие бампера при погрузке крупногабаритных или тяжелых грузов.

Наличие рейлингов на крыше — еще один несомненный плюс к практичности Chevrolet Niva. В 2009 году автомобиль получил обновленную внешность. На этот раз рестайлинг проводился при сотрудничестве с известным итальянским дизайнерским бюро «Bertone». Автомобиль получил обновленную оптику, радиаторную решетку, бамперы и увеличенный пластиковый обвес. В остальном машина не изменила своему предку, оставшись внедорожником.

Интерьер.

Если говорить об изысканности удобстве, то можно сказать одно: для российского внедорожника интерьер Шевроле Нива очень неплох. Разумеется, в отделке применен все тот же грубоватый пластик, передние сидения оснащены архаичными регулировками, а приборная панель и передняя консоль выглядят старомодно, даже если сравнивать с автомобилями конца 90-х.

Но, если учесть тот факт, что автомобиль одинаково хорош для горда и сельской местности, в нем установлен кондиционер, гидроусилитель руля, фронтальные подушки безопасности, а шумо- и виброизоляция пусть далеки от совершенства, но выполнены на качественно ином уровне по сравнению с «материнской» моделью, то перевес аргументов окажется явно не в пользу противников Шевроле Нива.

Что касается удобства, то на заднем сидении места вполне достаточно для комфортного размещения двух взрослых пассажиров крупного телосложения.

Передняя посадка также вполне удобна для компактного внедорожника.

Если продолжать придирки, то она все же высоковата, зато благодаря ей (высоте) обзорность — выше всяких похвал. Применение дешевого пластика — еще одни повод для критики. К одной стороны, грубый пластик легче всего поддается чистке. На нем не задерживаются частицы воды и песка. С другой стороны, как показывает практика, жесткий пластик легко трескается, особенно в условиях зимней эксплуатации.

Но, мы снова отвлекаемся на мелочи. В целом салон выполнен очень удачно с точки зрения функциональности. Все органы управления находятся под рукой, сидения оснащены удобными подголовниками и боковой поддержкой, а обивка салона находится на высоте, а значит, ее очень сложно испачкать или залить водой при неудачном прохождении брода. Вой трансмиссии при движении хоть и просачивается в салон, но он все же не так назойлив. Другими словами, салон Chevy Niva несмотря на его простоту и утилитарность можно назвать вполне комфортабельным, если мы говорим о бюджетном российском внедорожнике.

Технические характеристики.

Как следует из технических характеристик Niva, скорость для этого внедорожника — совсем не главное. В качестве базового силового агрегата на автомобиль устанавливался знакомая многим рядная вазовская «четверка», объемом 1,7 л, развивающая максимальную мощность 80 л.с. при максимальном крутящем моменте 127 Нм. Для современного внедорожника прямо скажем, маловато. Да и при снаряженной массе около полутора тонн такой силовой агрегат довольно прожорлив.

Положение изменилось в лучшую сторону в 2009 году, когда альтернативой старому двигателю стал новый, развивающий мощность до 125 л.с. Динамика разгона Шевроле Нива с 80-сильным двигателем от 0 до 100 км/ч составляет около 19 секунд.

Многие критики сразу же берут на вооружение эти параметры, подчас напрочь забывая о том, что речь все же идет о внедорожнике, а не о комфортабельном SUV, оснащенном мощным оборотистым двигателем и подключаемым через вискомуфту задним приводом. В отличие от них на Шевроле Нива – все по-взрослому: постоянный полный привод с жесткой блокировкой межосевого дифференциала и демультипликатором в раздаточной коробке.

От такого автомобиля заведомо не требуется прыти спортивного седана. И все же, что касается мощности двигателя, можно сказать «могли бы и лучше». Но даже с таким двигателем и механической трансмиссией без вспомогательной электроники, автомобиль прекрасно ведет себя на пересеченной местности и преодолевает такое бездорожье, перед которым пасуют даже, напичканные электроникой, мощные кроссоверы.

Этому способствует внушительные 200 мм дорожного просвета и колесная база длиной 2450 мм с минимальными свесами. Играют роль и цельный задний мост, жесткая блокировка дифференциала с понижающим рядом в трансмиссии. Увы, но отсутствие «самоблоков» сказывается тогда, когда колеса автомобиля вывешиваются по диагонали. Дефорсированный мотор худо-бедно, расходуя при этом до 14 л топлива на 100 км пути, но справляется с вращением колес 15 и 16 типоразмеров. Новый более мощный мотор справляется веселее, однако также требует пониженной передачи на затяжных подъемах.

Цены и комплектация.

Совсем недавно базовая комплектация «L» Chevrolet Niva стоила от 519 000 рублей. Но, цены постоянно растут. Опционально, на автомобиль можно установить ГУР, передние электрические стеклоподъемники и обогрев зеркал, а также кондиционер, стоимость которого составляет от 29 000 рублей. Но и это далеко не исчерпывающий список всех возможностей.

Дело в том, что такую машину покупают в основном, энтузиасты-любители, способные к переделкам своими силами. Для них существуют дополнительные защиты двигателя, воздухозаборники, отбойники и лебедки. Сегодня официальные дилеры предлагают ее в пяти вариантах комплектаций. В максимальной комплектации «GLC», включая обогрев передних сидений, изотермические стекла и комбинированную обивку салона, стоимость автомобиля составляет от 619 000 рублей.